IRIN_SERGEV (irinsergev) wrote,
IRIN_SERGEV
irinsergev

Category:

Фильм «Амадей».

Мы посмотрели фильм «Амадей» М. Формана (1984 г.):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амадей_(фильм)
Цитата: "«Амадей» (англ. Amadeus) — кинофильм, снятый режиссёром Милошем Форманом по сценарию Питера Шеффера на основе одноимённой пьесы (1979). 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций".
О пьесе Википедия информирует:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амадей_(пьеса)
Мы не знаем так ли всё было. Пушкин так развернуто, как Шеффер, эту историю не описал – Пушкин суть осветил.
Фильм (и видимо, пьеса) не только о Моцарте и Сальери, но и о творчестве, о таланте, о зависти. Возможно, Пушкину завидовали, он через Моцарта и Сальери также свою историю вывел.
Про Сальери в последние годы пишут с благожелательным оттенком.
Википедия информирует:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сальери,_Антонио
Цитата: «Как бы то ни было, в последние годы Моцарт и Сальери не походили на врагов. Известно, что Сальери во второй половине 80-х годов дирижировал несколькими произведениями Моцарта, он же в 1791 году стал первым исполнителем Симфонии № 40, а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой. В свою очередь, Моцарт пригласил Сальери (вместе с его ученицей К. Кавальери) на представление «Волшебной флейты» и 14 октября 1791 года писал жене: «Ты не можешь себе представить, как оба были любезны,— как сильно им понравилась не только моя музыка, но либретто и всё вместе. — Они оба говорили: Опера достойна исполняться во время величайших торжеств перед величайшими монархами, — и, конечно, они очень часто смотрели бы её, ибо они ещё никогда не видели другого более прекрасного и приятного спектакля. — Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него [восклицания] bravo или bello (мило)».
Как действительно было мы не знаем. Но в итоге Моцарт известен своим великим музыкальным наследием. А Сальери известен своими учениками (Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и Франц Моцарт), а также в связи с так называемой сплетней взаимоотношений Моцарта и Сальери.
Мы послушали музыку Антонио Сальери – скажем так, не Моцарт. Если музыку Вивальди и Моцарта можно соотнести, это музыка высокого уровня с незначительной разницей (стиль, как и авторы, разный), то музыка Сальери не имеет такого полета, это как бы механическая музыка. В музыке Сальери нет души. Эта музыка написана ремесленником высокого уровня, но не гением. Возможно, Сальери научили писать, играть музыку. Но он не был столь самостоятельным, как Моцарт. Как человек, разбирающийся в музыке, Сальери мог завидовать творчеству Моцарта. Мы пришли к выводу, что зависть могла быть, такие многолетние сплетни на ровном месте не рождаются. Речь не идет об отравлении, речь идет о зависти, о том, что Моцарт, несмотря на свою музыку, не мог продвинуться в карьерном плане. Тем более, Сальери 36 лет занимал место придворного композитора, несмотря на конкуренцию. Значит Сальери на интриги был способен.
Но обвинять никого мы не будем. Мы же о фильме «Амадей» пишем, который в том числе и о зависти.
Википедия информирует, что отец Сальери его начальное музыкальное обучение оплатил.
В фильме есть сюжетная линия, связанная с отцами. Как бы там ни было, судя по творчеству, Моцарт поддержку отца отработал (он с детства гастролировал с отцом). Отец Сальери умер, когда ему было 13-14 лет. Может быть, Сальери не поддержал отца.
Гений, талант связаны не только со способностями, но и с моральными качествами, а также трудолюбием. Мы согласны – талант не облагораживает человека. Но, как сказал Пушкин: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Это тоже есть.
Сам фильм оставляет впечатление, Оскар просто так не дают. Но фильм М. Формана «Народ против Ларри Флинта» (один из продюсеров О. Стоун) нам больше понравился.
P.S. При написании своей пьесы Шеффер опирался также на письма Моцарта (так написано в Википедии). Мы прочитали выборочно письма Моцарта. В интернете опубликованы письма Моцарта, начиная с 1769 года (Моцарту 13 лет) и далее. Моцарт впечатление восьмилетнего ребенка не производит, он пишет письма подробно. В письмах отцу, да и в письмах сестре, Моцарт попунктно рассказывает обо всех событиях. Возможно, в письмах Моцарта были шутливые моменты. Но это не означает, что он имел уровень восьмилетнего ребенка. Моцарт пишет конкретно о событиях и профессионально о музыке.
Опять-таки в фильме выставляется, что в опере «Дон Жуан» в образе Командора (каменного гостя) воплощен отец Амадея Моцарта – Леопольд Моцарт. Но, судя по переписке и биографии, Леопольд Моцарт поддерживал сына. Успех Амадея Моцарта в немалой степени также успех его отца, обучившего музыке и воспитавшего этого гения. Амадей Моцарт после смерти отца прожил всего 4 года.
Но саму суть зависти Шеффер в своей пьесе правильно описал, опираясь в том числе на произведение великого Пушкина.
Мы для интереса перечитали «Моцарт и Сальери» А. Пушкина. Оказывается, пьеса Шеффера «Амадей» это расширенная версия «Моцарта и Сальери» Пушкина. Собственно, Пушкин пишет о таланте Моцарта и, о горечи и зависти Сальери. Все это Шеффер побольше расписал, добавил действий. Но суть пьесы и основные диалоги пьесы Шеффера это «Моцарт и Сальери» Пушкина. А М. Форман снял по пьесе Шеффера фильм.
Александр Пушкин – великий поэт, слов нет. Его произведения могут заработать Оскар.
Tags: Мэтр классный forever
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author