irinsergev

Category:

Посвящается мэтру, Майку Науменко, Виктору Цою и всему року, который так любит мэтр

Вначале было слово. Вначале была статья, выложенная мэтром в Одноклассниках о съемках фильма «Лето» о Цое, о его любви, о записи его первого альбома.

В связи с этим я прочитала воспоминания супруги Майка Науменко о рокере и заинтересовалась Майком Науменко.

Песни Майка Науменко можно послушать в Яндекс Музыке: https://music.yandex.ru/artist/432748/tracks

Биография Майка Науменко в Википедии: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Науменко,_Михаил_Васильевич

Википедия пишет: «Творчество

Майк начал увлекаться музыкой ещё в школьные годы. Первыми музыкальными группами, творчество которых привлекло его внимание, были «The Rolling Stones», «The Beatles», «Jefferson Airplane», кроме того, он собирал западные статьи про «T. Rex», «The Doors», Дэвида Боуи.

О его «дозоопарковском» творчестве известно немногое: ещё в школе сочинял песни на английском, но так и не сумел их реализовать. Первый в СССР совместил в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре «бытового» реализма.

Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной, что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: „Все мои песни посвящены ей…“».

Следующим этапом на творческом пути музыканта стала организация группы «Зоопарк», в которой он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.

Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом. Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по словам автора, это вовсе не значило, что он именно такой, как персонаж, от лица которого поётся песня. Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен — Боба Дилана, Лу Рида или «T. Rex» (иногда Майк сохранял и исходную мелодию — например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me in the Morning», или «Я люблю буги-вуги» и «I Love to Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве.

Многие песни, написанные Науменко, исполнялись другими артистами. Среди них — «Аквариум», «Кино», «Чайф», «Секрет», «Крематорий», «Чиж & Co», «Алиса», «Ноль», «Собаки Качалова», «Наив», «Ва-Банкъ», «Кирпичи», «Ленинград», Земфира, «Оазис Ю», Ольга Арефьева, Casual, «Заповедник» и многие многие другие.

Науменко оставил несколько переводов книг о западной музыке (до сих пор не изданных), образцов серьёзной литературы, прежде всего, очень важной для его мировоззрения притчи Ричарда Баха «Иллюзии», а также научной фантастики. Переведённый им с сестрой Татьяной роман Эрика Фрэнка Расселла «Ближайший родственник» в 1993 вышел в издательстве «Северо-Запад».

Моя подруга Майка Науменко оценила, как человека похожего на Пола Маккартни. 

Возможно, некоторые заимствования у Майка и были, что он и не отрицал. И если были переводы, он оставлял название песни от автора – не присваивал чужие произведения. Но Майк Наумов, как и Пол Маккартни, был сильным мелодистом и бесспорно талантливым поэтом. Многие ленинградские и советские группы пользовались поддержкой Майка Науменко. Он был как бы продюсером и поддержкой этих групп. К примеру, «Кино» поет в стиле песни Майка «Лето», «Секрет» в стиле «Я люблю буги-вуги», «Аквариум» - это ранний Май Науменко. Есть и другие группы, сформированные под влиянием Майка Науменко – я перечислила только основные. 

Каждая из этих групп взяла себе часть Майка Науменко, который был великим мелодистом и талантливым поэтом.

Воспоминания супруги Майка Науменко: 

https://www.e-reading.club/chapter.php/1001020/113/Rybin_Aleksey_-_Pravo_na_rok1.html 

Цитата: «… Регулярно приходили гости.

Часто навещал Родион. Приезжал А.П.Донских, пока не перебрался в Петербург насовсем. Иша, Люда Петровские, Паша и Наташа Крусановы, Панкер, Саша Бицкий, Юлик Харитонов, Саша Старцев… Изредка забегали «господа аквариумисты». И, конечно, «Зоопарк»: басист Илья, гитарист Саша, барабанщик Андрюша Данилов.

А зимой почти поселились Рыба и Цой. Это были замечательные времена! Цой приносил свои новые песни, не отказывался исполнить старые, а то и вовсе не свои: Максима или, скажем, хит нашей квартиры «Макароны». Скоро все соседи привыкли к концертам и, смею надеяться, полюбили их. Чаще всего Леша и Витя пели в кухне, чтоб не мешать спящему Евгению.

Майку песни ребят очень нравились, и он, по мере сил и возможностей, пытался помочь юным «Гарину и Гиперболоидам». Кстати, именно Майк повел Витю домой к Борису Борисовичу.

Прекрасно помню, как мы с Марианной ждали их на скамейке у дома.

…Стали приходить ребята из «Секрета». Всегда веселые, дружные, симпатичные. Пели свои песенки, называли Майка папой. Помню, что Майкуша настойчиво рекомендовал им написать песни про девушек «Лидия» и «Изабелла».

Появились Паша Краев, Наиль, которого по его просьбе мы тоже «усыновили». Майк мечтал о том, чтоб «Почта» стала знаменитой группой, очень переживал за ребят.

Переехал на Пушкинскую Коля Васин, что, конечно же, прибавило гостей (заглядывающих на огонек от нас) и хлопот Николаю Ивановичу.

С Костей Гребенкиным Майк менялся пластинками и пленками со старой (50-60 гг.) музыкой, вел содержательные музыкальные разговоры. А то и пулечку расписывали.

Не часто, но захаживали Юра Ильченко, Костя Кинчев, Юра Шевчук, Рикошет, Дюша Михайлов, Дядя Федор, Глеб… Всех я, конечно, не в силах упомнить (уж простите!).

Если перечислить тех, кто приезжал издалека - список получится очень длинным. Ограничусь названиями городов, особенно дорогих для нас с Майком по причине проживающих там замечательных людей: Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Казань, Великие Луки, Калининград, Нижний Новгород, Харьков, Верблюдогорка (это такое место на Северном Кавказе), Владивосток и, ясное дело, Москва. Спасибо всем! Ваши письма и визиты были настоящей радостью…».

Информация их сайта, посвященного Майку Науменко и группе «Зоопарк»: 

http://www.mike-zoo.kiev.ua/maiko/maiko/8.htm 

"В 1977 году активизировался Майк, который был общим знакомым с 74-го. Оставив роль басиста в СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, он стал постоянным гостем-гитаристом на электрических играх рок-н-ролльных программ. Концерты проходили в различных институтах и стенах университета. Назывался такой сборный бенд ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ИМЕНИ ЧАКА БЕРРИ. Вот как выглядел ансамбль, давший мощный концерт рок-н-ролла в ЛИСИ: Евгений Губерман - ударные (ансамбль Д. Голощекина, группа ВОСКРЕСЕНЬЕ, позже АКВАРИУМ и ЗООПАРК.- А. Ч.), Александр Ляпин - гитара (группа НУ, ПОГОДИ, позже АКВАРИУМ, ТЕЛЕ-У, БЛЮЗ-МОТОР, ОПЫТЫ.- А. Ч.), Борис Гребенщиков, Михаил Науменко, Михаил Васильев (в то время басист АКВАРИУМА, а потом и ЗООПАРКА. - А. Ч.), Сева Гаккель - виолончель. Сохранились записи об этих событиях: "Живо помню Гаккеля, размахивающего над головами музыкантов челкой; Гребенщикова, кидающего в зал микрофонную стойку и дерущегося с Майком гитарами". Общение с Майком вылилось в новый альбом "Все братья - сестры". Качество получилось "не очень, чтобы очень". Тем не менее это был, по сути, первый в Ленинграде полновесный альбом с обложкой, концепцией и набором прекрасных песен. Это был первый альбом, получивший широкое хождение в Ленинграде именно как альбом, а не как некая пленка с записями безымянных людей".

- Это произошло летом 1978 года,- рассказывает Михаил. - Мы с Борей тогда постоянно шлялись по городу, ничего не делали, валяли дурака и так далее. И стукнуло нам обоим: вот хорошо бы записать акустический альбом, сидя прямо на улице у стены, а вокруг люди ходят туда-обратно. И чтоб стереозвук. И недельки через две Боря предложил: "Давай запишем альбом: половина твоих вещей, половина моих". За Смольным университетом есть садик, а рядом общежитие было, где жила и подрабатывала дворником наша знакомая. Мы просто провели от розетки в ее комнате сетевой шнур на улицу и прямо на полянке все и записали. Через жуткий микрофон, на бытовой магнитофон. Потом сфотографировались и раздарили записи своим знакомым. Они стали двигаться по городу».

В двух вышеприведенных цитатах информация о группах, которые раскрутил Майк Науменко и повлиял на их творчество.

Письма Науменко к супруге: https://www.e-reading.club/chapter.php/1001020/113/Rybin_Aleksey_-_Pravo_na_rok1.html

«...Сегодня 31 августа, и через 30 минут начнется осень. Приезжал А.П.Донских. Мы проводили время в некотором пьянстве, причем довольно тупом.

Сегодня я окончательно уволился с работы. Рад безмерно. Теперь как-то нужно устраиваться в кочегары.

Ответы на вопросы:

«In A Watermelon Sugar» пока не перевожу, поскольку пиш.маш. осталась на Варшавской, а туда заявляться мне несколько неудобно.

Наши друзья и приятели пока живы. За соседей не ручаюсь. Насчет Москвы ничего не ясно. Слушал:

Iggy Pop «Party» P 1981

John & Yoke «Double Fantasy» P 1980

Rolling Stones «Tattoo» P 1981

Lou Reed «Gone At Night» P 1981

Ric Wakeman «1984» P 1981

Paul McCartney «Back To The Egg» и др. и пр.

Эй, Наталья, я совсем не прочь увидеть тебя прямо сейчас!

7.09.81. «Здравствуй, любимая жена Наталья! Примерным мальчиком с 1-го сентября я не стал: не успел оформить все документы.

Поступило несколько туманных предложений поиграть на танцах в Пушкине. Хорошо бы!

Сегодня (в крайнем случае - завтра) заплачу за квартиру и улажу дела с библиотекой. Это точно, и к этому вопросу можно больше не возвращаться.

Свин уехал в Прибалтику пить пиво. Можно подумать, что здесь его мало. Но это не так. Здесь мало «Беломора».

Погоды у нас стоят мрачные и своим стоянием давят на психику, вызывая константный даун. Веду себя хорошо.

Приветы тебе от всех, всех, всех. Целую и т.д.

Майк

14.09.81.

Здравствуй, любимая жена Наталья!

Насчет переезда: все находится в status quo, нет, пластинки не покупают. На кочегара не берут, возвращаюсь в родную охрану.

ПП смотрел и радовался. Погода премерзкая. Такое состояние атмосферы нагнетает чрезвычайную тоску, причем, не только на меня, а почти на всех. Ничего делать не хочется, руки опускаются. Всю субботу и воскресенье сидел в кресле, смотрел TV, читал что-то, на гитаре тренькал, чаи гонял.

Странно сидеть одному в квартире. Жена - думаю - пробежала бы что ли мимо, штрих бы что ли заорал. Странно.

26-го открывается рок-клуб. 9-го октября - концерт, и, как знать, может быть..».

21.09.81.

Послушал:

1981 George Harrison «Somewhere In England» - красиво, но скучно.

1981 Eric Clapton «Another Ticket» - наконец-то набрал английских музыкантов и записал хороший альбом.

Johnny Cash «Folsom Prison» - очень специальный альбом в стиле кантри, записанный «живьем» в тюрьме перед аудиторией в 2000 заключенных. Песни почти исключительно а 1а «это был воскресный день».

1981 White Russia «West Side Story» - англо-германские песенки. Есть замечательные.

Here in Mongolia They don't play rock'n'rollia… - Веселые ребята!

1981 Adam And Ants «Kings of Wild Frontiers» - модная английская новая волна, кот. мне не понравилась.

1980 Psichedelic Furs «Is» - не очень модная английская новая волна, которая мне… понравилась. Иногда похоже на King Crimson. Xa-xa!

Был у Ильи с Леной. Слушали привезенных мной Леннонов. Хорошо.

Люлечка ездила в Москву и привезла от Рыженко для меня какой-то подарок.

Завтра мне опять на работу. Но идти не хочется, к тому же я слегка приболел.

26.09.81.

Я сижу на работе (новая жизнь на новом посту). Здесь неплохо. Это тебе не химфармзавод. Какие-то люди время от времени ходят, но читать не мешают.

Сегодня был в шмок-клубе. Повеселился. 9-го будет концерт, посвященный одновременно 41-летию со ДР Джона Леннона и открытию зимнего стадиона. Будут играть «Пепел», «Зоопарк» и бэнд Ермолина.

На службе меня сегодня подменял Родион. Мы с ним обсудили внутренние и внешние политические события (повышение цен и положение в Польше, естественно, - это нынче самые модные темы) и пришли к полному согласию по обоим вопросам. Как, впрочем, почти всегда.

В рок-клубе записались Вовка Козлов и «Союз Любителей Музыки Рок». Я тут же основал fan club - «Союз Любителей Музыки «Союза Любителей Музыки Рок». А также Цой с Рыбой и Олегом под названием «Гарин и Гиперболоиды».

Позавчера имел презабавный experience: помогал Дюше торговать (эх, да за червонец!) арбузами (в качестве подсобного рабочего). Странное занятие, но червонец пришелся кстати. «Акавариум» выпустил новый LP «Треугольник».

Курехин с Фаготом тоже, но только в ФРГ на Polydor'Records.

«Зоопарк» собирается записывать концертник «Live At LDHS».

За сим остаюсь верным и ужасно любящим, и скучающим, и чихающим мужем. Майк.

05.10.81.

В Петербурге творится что-то, напоминающее бабье лето… В солнечные дни гулял и радовался жизни. Рок-клуб продолжает свое бесславное существование. Я хожу туда и веселюсь.

Репетируем к 9.10. Все, вообще говоря, уже готово, но еще разок-другой прогнать программу не помешает.

Сегодня написал новый номер («Ах, Любовь»). Эдакое ретро. И здесь никак не обойтись без фортепиано и кларнета. Петь желательно сладким тенором.

Я соскучился по тебе вконец, но частенько общаюсь во сне. Жду, жду, жду!

13.10.81.

Мы отыграли концертник 9-то октября. 1-м номером играли Вовка Ермолин (гит., вокал), Женька Губерман и еще 2 штриха.

Мы звучали тоже, кажется, неплохо, хотя пара-тройка накладок была. Голубчик Панкер сделал Live Recording, а Билл - фотографии. Приедешь - послушаешь и посмотришь. Из записи предполагается сделать концертный «альбом» «Зоопарка», хоть она и не очень хороша. Но драйв есть, а это немаловажно.

После концерта я освободился от суеты и репетиций и надеюсь быть свободным еще некоторое время, если, конечно, не поедем в Москву.

Продолжаю по тебе соскучиваться, но увидимся, кажется, уже скоро. Тебе передают привет все наши знакомые петербуржцы, а также березниковец А. П.Донских.

17.10.81.

Уф!.. Сумасшедший сегодня денек… Даже если я вернусь из Москвы во вторник-среду, я опять-таки не смогу на этой неделе за тобой заехать, ибо в субботу мы играем концерт в Дубках.

Наконец-то, мы стали получать от шмок-клуба свои кайфы. 13, 14, 15, 16 ноября у меня 6 концертов в ЛДМ вместе с Гребенщиковым и Володькой Леви, правда, в акустическом варианте, но зато, эх, да с афишами по всему городу. Идем в гору или куда-то еще, точно не могу понять куда. Ладно.."

Цитата: «Как правило, я просила его еще поработать над текстом. Но Майкуша уверял, что с музыкой все будет звучать занимательно, и редко возвращался к уже написанному.

Еще меня несколько обескураживала присущая произведениям «Зоопарка» прямолинейность, иногда граничащая с банальностью. Наверное, не понимала чего-то.

В 91-м году Майк с удивлением заметил, что его тексты становятся пророческими… Послушайте эти песни из сегодня - он все про себя знал…

А тогда я была зануда. Знала, конечно, что рок-н-ролл - специфичен, что у него своя поэтика и особые приемы. Но творчество Боба Дилана изучают в университетах, Леонард Кохэн издает сборники стихов, и Саша Башлачев - поэт, а не текстовик. Не правда ли, есть, о чем задуматься?..».

Из писем Науменко видно, что он отчитывается супруге о проделанной работе (подруга подметила) – о прочитанных книгах, прослушанной музыке, о записях, о концертах.

Из воспоминаний Н. Науменко прослеживается, что она разбирается в поэзии, роке, знает языки и является продюсером супруга в период совместного проживания. В общем этот Науменко был штучным парнем женатым на качественной девушке Наталье.

Личная жизнь Науменко (Википедия пишет): «Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной, что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: „Все мои песни посвящены ей…“».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Татьяна Апраксина, судя по Википедии, была талантливым человеком, но не так, чтобы верной девушкой («Сладкая N»). 

Науменко нашел замену Апраксиной ввиде Натальи Науменко. Организовал, чтобы супруга получила им квартиру (замена Апраксину переулку). Еще Майк попросил супругу, чтобы она нарисовала обложку его альбома «Сладкая N и другие» - ответ на то, что Апраксина нарисовала афишу Гребенщикову. Само название альбома уже говорит за себя (не только Сладкая N, но и другие), а еще обложка, нарисованная другой девушкой – это ответ Апраксиной за неверность и за неподдержку в делах от Майка Науменко.

Цитата (из воспоминаний супруги): «Мы не знали, что видимся в последний раз. Просто я уезжала надолго, вернее, насовсем.

В пустом купе обнялись, расцеловались, посмотрели друг другу в глаза.

- Прости меня, Майк. Спасибо тебе за все!

- Что ты! Все давно прощено. И тебе тоже спасибо!

- Ты все сделала правильно и честно. Главное, чтоб у тебя все было хорошо. Звонить будешь?

- Обязательно!

- Ну, побежал - Липницкий ждет…».

Цитата из Википедии: «В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: „Все мои песни посвящены ей…“».

В данном случае Майк как бы мстит супруге Наталье Науменко, которая ушла от него (рокер пил). Майк утверждает, что все песни посвящены Апраксиной, а не супруге.

Цитата: «Конечно, мечтал об аппаратуре для группы, о хорошей гитаре, о записях в студии, о съемках. Казалось, что еще чуть-чуть - и все будет. Но чуда не случалось. Деньги появлялись и исчезали, добрый дядя не показывался на горизонте, а как умудряются иметь хороший аппарат другие музыканты, Майк понимал с трудом.

«Я не люблю деньги, но я нуждаюсь в них». Порой нужда была острой. Но даже и тогда Майк оставался верен себе. Помню момент, когда стали приходить письма из ВААПа. В них содержались настоятельные просьбы принести тексты и клавиры таких-то песен. Миня эти письма просто откладывал (правду написал в какой-то песне, что боится учреждений и очередей). Очень долго уговаривали его сходить туда, дабы потом спокойно получать авторские гонорары (отнюдь не лишние). Наконец Александр Петрович сам расписал клавиры и чуть ли не за руку отвел Майка в ВААП. Деньги же охотнее всего тратились на пластинки, книги, темные очки, пиво и встречи друзей».

То есть все силы, поддержка, деньги, а также усилия семьи Майка Науменко (его и супруги) уходили на друзей. 

Когда супруга ушла, то стало не совсем хорошо, даже плохо (ухудшение дел Науменко в связи с отсутствием супруги отметила подруга): 

"…Затем группа сокращает количество выступлений. Сказывалась усталость от бесконечных гастролей. К этому добавились проблемы со здоровьем у Майка, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена. Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело к затруднениям в игре на гитаре. Барабанщик Валерий Кирилов отмечал в своих воспоминаниях: «Несмотря на успех у публики, Майк перестал получать удовлетворение от творчества. Он постоянно метался: сочинял — рвал, сочинял — рвал. Его одухотворенная, тонко чувствующая время натура явно подсказывала ему: грядут перемены в понимании духовных ценностей (Майк бы меня убил за эту фразу). Он видел массовое барыжничество в масштабах страны и не принимал его. Искренний патриот, Майк никак не мог понять, как можно приноровиться к переменам, которые ведут к явному развалу империи. C безжалостной четкостью я осознал тогда: Майк не принимает время, а время не принимает его".

Дело не во времени – ушла жена, которая его поддерживала. А песни Науменко – это классика, его творчество принимают во все времена.

Что же касается прямолинейности, бытового оттенка песен Науменко – это только внешняя, наносная сторона песен. Тексты Науменко в сочетании с музыкой очень поэтичны.

Серия песен об осени, песня о конце лета В. Цоя – все это навеяно, взято у Майка Науменко и является продолжением его творчества.

Многие музыканты исполняют песни Науменко.

Науменко оказал сильное влияние на весь рок-н-ролл в России.

Подруга придерживается мнения, что если песни Науменко исполнить в современной аранжировке и с голосом, записанным на соответствующей аппаратуре, то будет видно, что это шедевры. Я полагаю, хорошо бы, если такой проект будет осуществлен, оставить голос самого Майка или же подобрать голос с похожим тембром и энергетикой. 

Интервью Майка Науменко о Цое: 

http://www.mike-zoo.kiev.ua/maiko/maiko/3.htm

Цитата: «Я познакомился с Виктором Цоем году в 1981-ом. Тогда мы жили рядом - у парка Победы, метрах в четырехстах друг от друга. 

Пожалуй, мы не были друзьями - скорее, приятелями. Мне кажется, что друзей у него вообще не было - от него всегда исходил какой-то специальный флюид одиночества. 

Мне очень понравились его песни. Сразу. Я тогда по юности и глупости считал себя крутой рок-звездой и мэтром. Естественно, начал давать ему советы. Кое-что рекомендовал и подправлял. Что-то из этого он принимал. Скажем, в "Бездельнике" слово "мама" - от меня. И таких примеров немало. Я же познакомил его - по-моему, по его просьбе - с БГ, который, в принципе, и сделал ему всю карьеру. 

Цой и Рыбин заходили к нам с женой чуть ли не каждый второй день, приносили кучу сухого вина (в основном "Ркацители" дагестанского разлива по 1 руб. 70 коп.), пели новые песни, болтали, иногда оставались ночевать. 

Я помню, как после своей самой первой записи они в состоянии некоторой эйфории ввалились к нам в квартиру около полуночи и буквально физически принудили нас прослушать пленку. Забавно, что по прихоти судьбы с ними тогда играл "наемный" барабанщик Валера Кирилов, который спустя лет пять стал членом нашей группы ЗООПАРК, где и работает по сию пору. 

Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал, как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в отношениях. 

Мне не нравилось то, как он изменился в последние годы. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он первый и не он последний. Все мы люди. Просто я несколько удивлен тем, что после смерти из него пытаются сделать некоего ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому, как известно всем, масса. 

Я помню самый первый концерт КИНО в Ленинградском рок-клубе. В одной песне ("Когда-то ты был битником") я даже играл на лидергитаре. На бас-гитаре играл Михаил Васильев из АКВАРИУМА, а на фортепьяно - Андрей Романов. У Алексея Рыбина (кстати, одного из двух основателей группы КИНО, о чем почему-то никто не помнит) тогда прямо на сцене порвались штаны на самом интересном месте. Так что концерт был весьма забавным. 

А вообще говоря, мне всегда больше нравился ранний материал Виктора. Хотя, кто знает?».

Нужно учитывать, что карьеру Цою сделал сам Майк Науменко.

А остальной текст, классический случай, когда одного известного музыканта ссорят с другим.

Цой не был расчетливым – это был нормальный человек. Если даже Науменко поддержал его в музыке, Цой уделил внимание супруге Науменко, повозился с его ребенком. Цой поддержку Майка, конечно, не до конца отработал. Возможно, обиды Майка связаны и с этим фактом.

А то, что Цой в последние годы так себя вёл – Цоя с Питером, скорее всего, делила Москва.

Из воспоминаний супруги Науменко о Цое: http://www.yahha.com/article.php?sid=436 

«Украдкой глядя на неподвижное лицо, я думала с тоской: неужели это тот самый мальчик, который поздравлял меня с японским Днем девочек, а я его -с Днем мальчиков, тот Витька, который пил вместо кофе цикорий и застегивал Женьке ползунки? Интересно, мне сейчас неловко за себя или за него?..
Цой, миленький, ты что-то напутал! Это же Майк, твой учитель, тоже не последний музыкант, между прочим! В этой неказистой комнате ты столько раз ночевал!.. Модный стал, богатый. Но ты был красив и в старой бордовой рубашке и в потертых штанах. Ты сейчас - замороженный Кай...
Я мучалась и хотела, чтоб он поскорей ушел. Я хотела, чтоб он никогда не уходил...
Ушли. Мы с Майком вздохнули: «Звезда, однако!», посмеялись, погрустили». 

Вероятно, Майка Науменко на вышеприведенное интервью подтолкнули в связи с тем, что Цой в последний раз заявился к ним в образе звезды.

А про то, что Цоя «Просто я несколько удивлен тем, что после смерти из него пытаются сделать некоего ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со своими плюсами и минусами» - Майк Науменко прав.

Песни Майка были богаче и по текстам, и по музыке, чем произведения Цоя. Цой берет энергетикой, мощью (про энергетику мнение подруги).

Творчество Цоя просто одно из ответвлений таланта, направлений Майка Науменко. Из одной песни «Лето», из любви Майка к осени, бабьему лету, из того, что Майк тонко чувствовал погоду, Цой сделал целую карьеру (про погоду, осень есть в письмах Майка к жене, а также у него есть песня «Лето»).

Кто-то взял у Майка гражданскую лирику – «Аквариум».

Кто-то чистый рок-н-ролл, как группа «Секрет». «Битлз», конечно, имел место быть. Но первым в Питере перевел иностранных певцов Майк, все за поддержкой ходили к Майку. 

Собственно, «Секрет» песню Майка и исполняет («Я люблю буги-вуги»). Это как бы их благодарность за поддержку в творчестве.

Практически все питерские группы отталкиваются от творчества Майка Науменко. Это был очень сильный и талантливый человек. Они все это признают, проводят концерты в память о Майке Науменко, записывают его песни. 

Мужем Майк Науменко был так себе. Если даже проследить их совместную жизнь, то можно было давно обеспечить семью, а они всё жили в коммуналке. Майк Науменко давал квартирники в Москве, когда стал официальным музыкантом объездил с гастролями весь СССР, также были перечисления за авторские права. А семья жила в квартире, которую заработала супруга Науменко. Все деньги уходили на друзей, выпивку, очки, коньяк и такси в Москве. Вначале продукты приносила мать Науменко, а впоследствии, скорее всего, о семейном бюджете заботилась Наталья Науменко.

Поэтому Наталья Науменко и пообщалась с Цоем – ей не хватало тепла, поддержки в семейной жизни. 

Цитата из воспоминаний жены: «…Меня в очередной раз удивляет, как умело Витя обращается с ребенком. Он с явным удовольствием берет Женьку на руки, помогает менять ползунки и мыть попку теплой водой из чайника. Однажды не выдержала и спросила:
- Не брезгуешь? (Майк, например, с трудом терпит неизбежные моменты ухода за мелким).

«Я написал песню, - шепнул однажды Цой. - Потом услышишь». Услышала вечером. От слов «мне кажется, что это мой дом», «мне кажется, что это мой сын» стало жарко и очень грустно. Так же грустно слушать, как Цой поет: «Устал я греться у чужого огня». Хотя поет он с лукавой улыбкой, всегда дурачась...

…Спросил:
- Наташ, а сколько Майк зарабатывает в Москве?
Я глотнула и сразу успокоилась:
- Понятия не имею.
- За сольные «квартирники» он сколько получает?
- Говорю же: не знаю. Майк в Москве пьет только коньяк, а ездит только на такси. Он этот город плохо переносит.
- Ну, хорошо, а сколько он привозит?
- И этого я не знаю, не имею привычки пересчитывать. Что привез - за все спасибо.
- Я тебе не верю, - сказал Витька ласково.
- А ты перед Марьяшей отчитываешься за каждую копейку?
- Да она сама договаривается насчет концертов.
- Ну, это другое дело. Я, правда, не знаю... Мы пришли. Не зайдешь? Сам спросишь.
- Не могу, спешу. Пока!
- Пока!
Растерянная и расстроенная внезапной вспышкой меркантильности у друга-бессеребренника, я сразу все выложила Майку. Он посмеялся, но не осуждающе, а понимающе...».

Из этих отрывков видно каким супругом и отцом был Науменко. А Цой не был расчетливым – расчетливой была его супруга и ее семья, а также многие из окружения Цоя.

Я написала в предыдущем посте, что Науменко не отработал поддержку родителей, но судя по посту ВКонтакте, это не так. Науменко не отработал поддержку жены:

https://vk.com/topic-58499_23302849

Цитата: «15 марта 2010 года на 88-ом году жизни скончалась Галина Флорентьевна Науменко, мама создавшего группу "ЗООПАРК" Майка. Мир её праху, окончились земные страдания этой женщины, которой выпало на долю похоронить обоих детей (Майка и его сестру Татьяну) и мужа...
Наследницей авторских прав и семейного архива стала N - дочь Татьяны и племянница Майка. N в настоящее время отказывается лично вступать в переговоры относительно прав на обладание и распоряжение интеллектуальной собственностью Михаила Науменко его сыном Евгением, проживающим в Москве. В процессе регистрации авторских прав на песни Майка, совершённой его отцом в 1991-ом году после смерти сына, были допущены обширные неточности и нарушения авторских прав как участников группы "Зоопарк", так и прямого наследника Майка - его сына Евгения, которому на момент смерти Майка было всего 8 лет. В настоящее время Евгений Науменко не предпринимает никаких юридических действий с целью вернуть себе права на творческое наследие отца. С другой стороны N не намерена обсуждать эти вопросы с кем-либо в частном порядке. Известно, что последние полтора десятка лет контроль за соблюдением авторских прав М. Науменко осуществляло 1-е музыкальное издательство (г. Москва), что отчасти объясняется выпуском проекта Дм. Диброва "Ром и пепси-кола" с песнями Майка. Какова дальнейшая судьба семейного архива, включающего рукописи и фотографии Майка Науменко, а также собственно принадлежности авторских прав на песни "Зоопарка" пока неизвестно.
От себя лично, как от члена группы "Зоопарк" и соавтора нескольких песен, хочу добавить следующее: творческое наследие, в отличие от капитала или недвижимости, требует постоянной и методичной работы. Только тогда оно будет "действовать", жить, развиваться. Я очень надеюсь, что после окончания траура по бабушке, N (или её представители) согласятся обсудить этот непростой вопрос и принять решение, наиболее выгодное не только для правонаследников, но и многочисленных поклонников творчества Майка Науменко. Напомню, что некоторое количество лет назад группа "Кино" судилась с наследователями авторских прав В. Цоя на музыку песен "Кино", и выиграла дело».

Подруга придерживается мнения, что на наследие Майка в первую очередь имеет право его жена, которая много сделала для становления и популяризации супруга, а также его сын и группа, с которой он выступал. Родителей уже нет, они также имели права. Насчет сестры трудно сказать – похоже Майка в делах сначала несколько поддерживала Апраксина, а впоследствии Наталья Науменко.

Интересно, как обстоят дела с музыкальным наследием Майка Науменко и правами на них?

Майк Науменко был глыбой в рок-н-ролле, в рок-н-рольной поэтике, еще у него есть переводы произведений с иностранных языков.

Для того, чтобы Науменко приобрел всесоюзную глобальную популярность, ему нужна была поддержка. В тоже время Майка Науменко нужно было подсобрать что ли. Науменко пил. Он знал, что талантлив, все направления в рок-музыке Науменко перепробовал, концерты давал. Кстати, Майк Науменко был одним из основателей Ленинградского рок-клуба. 

Когда человек талантлив (знает, что он талантлив) и привык творить, такие люди не любят заниматься доведением до конца своего творчества, потому что это как бы повторение. Это тоже большой труд. Для этого нужно быть собранным человеком, иметь стимул для доведения своего творения до совершенства, а также иметь сильного продюсера по раскрутке. Науменко в чем-то был несобранным, избалован тем, что привык все время творить. У него не было особых стимулов для раскрутки – и так все шло хорошо. Супруга любила, друзья уважали, концерты он давал. Но также не было сильного продюсера, который поддержал бы Наумова против тех, кто без отдачи использовал его талант.

Науменко прожил за 36 лет такую жизнь, что другие и за 3 жизни столько не сделают.

Его песни перепевают, но песни звучат лучше всех в исполнении самого Майка Науменко.  

Поэтому если делать современную аранжировку на его песни или выпускать альбомы с песнями Майка, то лучше это делать с его голосом или певцом со схожими голосовыми и энергетическими данными.

На сегодняшний день за питерский рок отвечают 2 исполнителя и их группы (Юрий Шевчук, ДДТ) и Максим Леонидов («Секрет», «Hippoband»). 

Шевчук продолжает начатое Майком Науменко (хотя ДДТ от Науменко взял по минимуму. ДДТ, Шевчук по текстам, по музыке – сами очень богатые). Максим Леонидов (кстати, песни самого Леонидова и «Hippoband» тоже оригинальны, у них мало заимствований) по энергетике похож на Цоя – только повзрослевшего и отвечающего за друзей.

То есть Ленинградский, Питерский рок-н-ролл жив, он интересен и дело Майка Науменко имеет продолжение.

Недавно прошла информация о концертах «ДДТ»: 

https://otr-online.ru/news/iz-za-raboti-98918.html

Хочется верить, что и Москва дождется новых концертов ДДТ. Если концерт проходит в Москве, обычно его записывают и видео выкладывается в Сеть.

А также: http://nsn.fm/music/shevchuk-moya-lyubimaya-gruppa-pornofilmy.html 

Цитата: «Группа «ДДТ» получила премию «Чартова дюжина» 2018 в номинации «Лидер чарта». Награда досталась музыкантам за песню «Любовь не пропала». Заслуженный приз им вручили 15 февраля на торжественной церемонии, которая превратилась в настоящее шоу #МЕЖДУПРОШЛЫМИБУДУЩИМ и показала 50-летнюю историю отечественного рока. 

Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук в эфире НСН признался, что никогда не забывает о будущем…

«Сейчас все мы летаем между прошлым и будущим. Некоторые из нас летают между прошлым и прошлым, но мне между прошлым и будущим нравится больше. Всё-таки о будущем нельзя забывать, о нём нужно думать, его нужно ожидать и верить в будущее», - отметил музыкант». 

Юрия Шевчука и группу ДДТ поздравляем с музыкальной премией.

Пост посвящается журналисту Евгению Додолеву, его увлечению роком и все рокерам, которые были и будут в России.

Все посты в этом блоге - это комментарии к вопросам, поднятым тележурналистом Евгением Додолевым.

Comments for this post were locked by the author