irinsergev

Отношения Цоя с Натальей Науменко, фильм Серебренникова "Лето"

Мэтр в «Одноклассниках» выложил ссылку:

http://www.mk.ru/culture/2018/02/16/govorit-o-romane-coya-s-zhenoy-mayka-naumenko-peregib-palki.html

Цитата: “«Говорить о романе Цоя с женой Майка Науменко — перегиб палки»
Мнение Гребенщикова о фильме Серебренникова «Лето» стало поводом обсудить правду и вымысел в картине
Скандал пришел, откуда не ждали. Скандалом стало мнение. Мнение Бориса Гребенщикова о фильме Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое. Гребенщиков не хотел, но так получилось. Мы поговорили с Артемием Троицким, Александром Липницким и Евгением Додолевым о правде и вымысле в картине Серебренникова.

Презентация нового альбома БГ «Время N» шла как по маслу. Вдруг из зала задали вопрос о новом фильме Кирилла Серебренникова «Лето».

(Напомним, что сюжет фильма основан на мало известных фактах биографии рок-музыканта Виктора Цоя. События разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде, где зарождается русский рок. В это время Цой знакомится с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. К этому же году относится становление ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя).

Гребенщиков назвал фильм — вернее, его сценарий - «ложью от начала до конца» и заявил, что ничего общего люди, о которых картина, с ее героями не имеют. «Мне кажется, в те времена сценарист работал бы в КГБ», - сказал музыкант.
 

Чтобы уточнить и понять ситуацию, мы обратились к свидетелям того времени.
 

Евгений Додолев, тележурналист:

- Крайне редко бываю согласен с Борисом Борисовичем Гребенщиковым, но здесь я на все сто поддерживаю его тезис. Месяца два назад я читал сценарий: это удивительно дилетантская и безграмотная вещь. Единственная надежда на талант Кирилла, что он смог это облагородить.
 

Мотивации, которые приписаны героям, и вообще их портреты — я в этом вижу глубокую неприязнь автора сценария ко всему рок-движению и к людям, которые его персонифицировали в те годы. Они показаны там плоскими. примитивными. Человек совершенно не знает материала.
 

Александр Липницкий, рок-музыкант и режиссер-документалист:

- Знаете, я не хочу, как раньше партийные деятели «Пастернака не читали, но осуждали». Сценарий я не читал, но в принципе выступаю против этого проекта.
 

В свое время я делал документальный фильм о группе «Кино» и брал тогда интервью у писателя Александра Житинского, который в то время работал над книгой о Цое. Он мне рассказал, что Наташа Науменко ему прислала свои дневничковые записи, где рассказала о легких романтических отношениях, которые у них были с Цоем. Такие легкие, на уровне флирта.
 

С тех пор прошло много лет. И когда я года два назад в Питере узнал о том, что на основании этих воспоминаний делается фильм, то отнесся к этому иронично, потому что там вся история высосана из пальца, она не тянет на фильм. Даже если это и правда, в чем я сомневаюсь. Поэтому у меня нет никаких иллюзий, что из этого получится что-то интересное. При том, что к Кириллу Серебренникову, как к театральному режиссеру, я отношусь с большим уважением.
 

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

- Я читал сценарий и еще попросил, чтобы мне показали Цоя и остальных героев этого фильма. Мне их показали, и у меня это раздражения не вызвало.
 

Гребенщиков, может, один из немногих, кто имеет право говорить об этом времени, поскольку на самом деле он там был от начала до конца, поэтому его мнение весит очень много. Но, думаю, Боря немного погорячился в том смысле, что его заявление только лишь по поводу одного сценария не вполне справедливо, тем более, что режиссер тут тоже неординарный — Кирилл Серебренников, который из любого сценария может сделать что-то интересное и стоящее. Но вся эта история кажется мне очень сомнительной и не вызывает положительных ответных чувств ни у кого, кто об этом слышал.
 

Говорить о романе Цоя с женой Майка Науменко Наташей — это, конечно, очень сильный перегиб палки. Если даже и было какое-то дуновение этого романа, то думаю, никто этого даже не заметил, включая, возможно, даже кого-то из участников «любовного» треугольника.
 

С другой стороны, я воспринял этот сценарий не более чем повод рассказать о по-настоящему веселых и вдохновенных временах, которые царили в Питере в начале 80-х годов. И вот тут уже надо смотреть фильм: насколько передана эта атмосфера и насколько убедительно то, что режиссер хотел этим фильмом высказать. А он, насколько я понимаю, хотел снять фильм в первую очередь о времени, а не о любовной драме.
 

Поскольку меня тоже снимали в качестве участника тамошних событий (там даже есть парень, который играет мою роль), то за свои речи я отвечаю, в них никакой фальши нет. А что уж из этого осталось в фильме, я понятия не имею. Но хочу сказать, что у зрителей будут все шансы для того, чтобы скорректировать впечатления от этой картины, потому что Алексей Рыбин, сооснователь группы «Кино», сейчас находится в процессе съемок фильма опять же о Цое, причем того же самого периода — начало 80-х. И в тоже время Алексей Учитель в будущем году запускается с фильмом о Цое и группе «Кино».
 

Остается надеяться, что г-н Учитель будет Учителем тех времен, когда он снял честный и настоящий документальный фильм «Рок», а не нынешних с его «Матильдой»”.

Наталья Науменко об отношениях с супругом:

https://www.e-reading.club/chapter.php/1001020/113/Rybin_Aleksey_-_Pravo_na_rok1.html 

Наталья Науменко об общении с Цоем:

http://www.yahha.com/article.php?sid=436

Комментарий читателей: 

«25 May 2009, 10:05
Конечно всё романтично, но осадок какой-то остался неприятный. По отношению к Майку Цой как-то не совсем по дружески поступал... Ну, если так, по мужски разобраться...».

Романтическая влюбленность была. Но, скорее всего, со стороны Цоя. Супруга Науменко его выслушала. Но уже после смерти Цоя во сне сформулировала свое отношение к рокеру. У Цоя есть своя девушка и она не хочет мешать их отношениям. Да и по воспоминаниям Натальи Науменко видно, что к супругу она испытывала любовь. А с Цоем несколько поддалась его влечению, но не более того.

Судя по воспоминаниям Н. Науменко и группы «Секрет» (я смотрела «Квартирник у Маргулиса»), Майк Науменко отвечал за друзей. Он поддерживал их в творчестве. Друзья брали у него поддержку в делах. А забрать еще и женщину у Науменко, было бы нечестно. Поэтому, скорее всего, В. Цой со своей стороны вовремя остановил этот роман, не дал ему глубоко зайти. 

Да и Майк Науменко свою девушку не уступил.

Какой фильм снял про это Серебренников, можно будет судить, посмотрев фильм. Серебренников нашел интересный сюжет и нерастиражированную часть жизни Виктора Цоя. Возможно, Наталья Науменко была его первой любовью. Я пишу только возможно - наверняка не знаю.

Мэтр в интервью говорит о слабом сценарии, он читал сценарий. Возможно, так и есть. Но мэтр уповает, что Серебренников снял хороший фильм.

Если честно я мало что знаю о культовом рокере Борисе Гребенщикове. С ним ассоциируется «под небом голубым, есть город золотой». 

Правда пишут, что автор песни не Гребенщиков. А раз не он автор своей самой знаменитой песни, как-то не хочется изучать творчество данного человека. Хотя Гребенщиков, бесспорно, весьма растиражированная личность.

В связи с Украиной Гребенщиков занял позицию фашистских властей этой страны.

Вероятнее всего, текст от Гребенщикова о фильме Серебренникова заказной. Собственно, как и вопрос на который ответил Гребенщиков, скорее всего, был заранее запланирован.

В конце статьи автор перечисляет еще какие фильмы будут снимать о Цое.

Похоже, есть попытки надавить на Серебренникова через деятелей искусства, СМИ.

Серебренникову мы желаем успешно выпустить фильм. А еще постараться доказать финансовую составляющую «Седьмой студии» в суде.

Что же касается других фильмов о Цое, я полагаю, они тоже будут достойными произведениями. Это разные произведения - Учитель собирается снимать о последнем пути Цоя, как его близкие везут его с места аварии. 

Фильм Алексея Рыбина, наверняка, рассказывает также об интересных событиях из жизни Цоя.

На мой взгляд, каждый из этих фильмов найдет своего зрителя.

Цой был талантлив. Судя по воспоминаниям хотел стать знаменитым, найти любовь - у него (судя опять-таки по воспоминаниям) все это получилось.

Я не думаю, что Цой был бы против большого количества талантливых произведений.

Что же касается фильма «Матильда» мы об этом писали в Фейсбуке.

Этот фильм поставил точку в спорах о царизме, как строе в сегодняшней России и др.

Фильм нам понравился. Сюжет фильма о том, что за Николаем в свое время «ухаживали» две девушки - его будущая супруга Алиса Гессенская и балерина Матильда Кшесинская. 

У Николая сначала были отношения с Алисой, потом роман с Матильдой.

Николай женился на Алисе - он выбрал прошлые отношения. Возможно, Николай и не мог жениться на безродной Матильде. Но суть в том, что он сделал выбор в пользу прошлого. А в дальнейшем уступил трон и страну.

Фильм «Матильда» о любви и выборе, который делает каждый в своей жизни.

Режиссер Учитель, судя по его личным отношениям идет вперед. Он своим фильмом и тем, что противостоял приверженцам царизма смог ответить за свою страну. Я полагаю, Учитель вместе со всеми прогрессивными силами не дал вернуться России к прошлому строю. 

Фильм костюмный, красивый, очень ассоциативный, про любофф и про жизнь.

Фильм А. Учителя «Рок» я не видела. Скорее всего, это тоже талантливое произведение. Об этом фильме много упоминаний в Сети.

P.S. А Гребенщикова подговорили на такие высказывания те, кто сыграли на его зависти к Цою.

Всегда великим рокером из Санкт-Петербурга СМИ представляли Гребенщикова (по крайней мере до 90-х). А Цой переплюнул многих - он неожиданно стал одним из самых культовых рокеров страны. И о Цое сегодня снимают аж три фильма. Конечно, должно быть обидно.

Вероятнее всего, Майк Науменко оригинал Б. Гребенщикова. Имидж Гребенщикова - талантливый до гениальности рок-автор из Санкт-Петербурга, один из главных гуру рока в России, человек стоявший за формированием рок-движения в Питере, да собственно и в стране. Скорее всего, таким и был Майк Науменко, таким его помнят рокеры. Песни Майка Науменко часто исполняют.

Жаль, что Науменко смог вытянуть своих друзей, а на себя сил не совсем хватило.

Вероятнее всего, Науменко не отработал поддержку своих родителей. Если бы он ответил за близких, тогда бы у него была уверенность в себе, что за спиной есть тыл.

Наталья Науменко пишет о многих рокерах, которые у них бывали дома. Я предполагала (об этом был пост), но детально не знала, что за Цоем до такой степени стояла питерская школа рока, в частности Майк Науменко.

Возможно, и Цою нужно было отработать поддержку гуру от рока Майка Науменко. Может быть дольше и прожил бы. 

Но свой ближний круг Цой обеспечил, о чем он с Натальей Науменко и говорил, когда рассказывал о том, что его супруга занимается организацией концертов и подсчетом доходов (это есть в воспоминаниях Н. Науменко).

Я не совсем люблю, когда в делах наступает момент публичного успеха. На мой взгляд, успех самый опасный и всепожирающий фактор в человеческой жизни. И чем больше успех, тем сильнее должна быть устойчивость человека к разного рода вторжениям в его жизнь. Он должен смочь ответить на все вопросы с какими к нему обращаются, постараться не взять на себя чужие неполучательства и еще много другого. Цой по сути именно с таким успехом и столкнулся. 

Есть же не только Гребенщиков, но и другие рокеры. Им воспоминания вдовы Майка Науменко могут показаться как бы очернением его памяти. Возникает вопрос, если был такой роман с Цоем, а как же тогда отношения с Майком Науменко? 

У Евтушенко есть строки: "Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет".

И чем крупнее по своим свершениям человек, тем больше его планета. Судя по воспоминаниям планета Майк Науменко была огромной, у него было много знакомых и друзей, которых он поддерживал.

Наталья Науменко общалась со знакомыми супруга, Цой был одним из людей из планеты Майка Науменко. К примеру, мы пишем о друзьях, знакомых мэтра. Но это в любом случае его окружение.

Еще Наталья Науменко, как девушка, ответила за питерский период Цоя, поддержала его (он и из Москвы приезжал в Санкт-Петербург, заходил к Науменко). Об этом Наталья Науменко и написала в своих воспоминаниях.

Получается, что Майк Науменко, что его супруга были очень интересными людьми, которые ответили за рок в Питере в то время. В Санкт-Петербурге сформировалось много интересных рок-музыкантов и групп, которые во многом определили будущее российского рока.

Наталья Науменко, чтобы обеспечить им с супругом жилье, устроилась в ЖЭК, не боялась никакого труда, принимала, готовила стол и развлекала всех друзей Майка Науменко (многие у них ночевали). Она ответила за супруга и его компанию, которая была весьма обширной.

Собственно, об отношениях Цоя с этой интересной девушкой и есть фильм К. Серебренникова.

Насколько Серебренников смог передать все это на экране, будет видно при просмотре фильма.

Серебренников снимает фильм в сложных условиях. У фильма много противников. Как только Серебренников начал снимать этот фильм, сразу же организовали Учителя на фильм о Цое.

Следствие сначала Серебренникова рассматривало, как свидетеля. Как только Серебренников приступил к активной фазе съемок фильма о Цое, его перевели в подозреваемые и отправили под домашний арест. 

По "Седьмой студии" идет следствие. Но все это связано также со съемками фильма о Цое. Когда Серебренникова взяли под стражу, он уже заканчивал процесс съемки фильма о "Цое". Фильм Серебренников снимал быстро, оставалось 2 недели съемок.

Судя по тому, что организовали на высказывание Гребенщикова, похоже работа над фильмом о Цое идет. И у людей появится возможность узнать об этих отношениях, об этом лете Цоя.

Я примерно такой пост написала, когда Серебренникова взяли под стражу. А потом не стала его выкладывать. Цой достаточно непростая тема. Многие из его окружения живы и вполне здравствуют. Кому-то очень не дает покоя фильм о Цое, в котором рассказывается также об отношениях с Натальей Науменко. Похоже Серебренников затронул очень интересную тему и действительно большие для Цоя отношения. 

Но все это не умаляет брак Цоя, его последние отношения. О том, кто же забирал Цоя с места аварии, а также о его последней девушке планирует снять фильм А. Учитель.

Цой прожил очень яркую, широкую жизнь. Возможно, он за короткий рок сделал очень много, а также много взял от жизни, много пользовался возможностями. Поэтому рано ушел.

На мой взгляд, память о Цое делить не нужно. Он был широким человеком, его на всех хватило.

Тем, кто остался после Цоя, я полагаю, тоже нужно быть великодушными и дать возможность упомянуть обо всех, кто в жизни Цоя был и для него имел значение.

А Гребенщикова, скорее всего, использовали как инструмент против фильма о Цое.

Я в посте о Гребенщикове жестковато написала. Он, несомненно, талантливый музыкант. Просто я несколько обиделась на Гребенщикова в связи с его позицией по Украине. Я фашизм не выношу на генном уровне.

А про Гребенщикова и его творчество, как время будет, напишем. Конкретно на этот пост у меня ушло очень достаточно много времени. Я сначала подумала – зачем поднимать тему рока 80-х, 90-х. В общем-то об этом написано много. Но потом поняла – речь идет о сегодняшнем дне, о фильме К. Серебренникова. И вспомнила свой первый пост, который написала (но не выложила) после того как К. Серебренникова посадили под домашний арест. Мэтр – дотошный, если есть недоговоренность, он обязательно это выявит и сделает так, чтобы собеседник высказался до конца. 

Кстати, интересный пост и хэшмоб в Живом Журнале: 

https://nely-snork.livejournal.com/685779.html?media

У мэтра и у меня кроме онлайн деятельности, есть работа оффлайн, собственно, как и личная жизнь. 

Все посты в этом блоге - это комментарии к вопросам, поднятым тележурналистом Евгением Додолевым.

Comments for this post were locked by the author